Научное наследие

Первое место в моей жизни занимало и занимает научное искание, научная работа, свободная научная мысль и творческое искание правды личностью.
В.И. Вернадский

«Владимир Иванович Вернадский - крупнейший и своеобразнейший исследователь живой и мертвой природы, творец новых научных течений, реформатор и создатель русской минералогии и мировой геохимии».
А.Е. Ферсман

Все верно в этом определении. Но не все учтено.
Щербина подсчитал: из четырехсот шестнадцати опубликованных трудов Вернадского посвящено сто минералогии, семьдесят биогеохимии, пятьдесят геохимии, сорок три истории наук, тридцать семь организационным вопросам, двадцать девять кристаллографии, двадцать один радиогеологии, четырнадцать почвоведению, остальные  - разным проблемам науки, истории и т. д.

Основные труды В.И. Вернадского (ментальная карта)

Список, однако, не полон. Следовало бы особо выделить труды по биологии, проблемам времени и симметрии (выходящим далеко за пределы наук о Земле), общей геологии, учению о полезных ископаемых... Все? Нет, не все. В некоторых работах он затрагивал философские проблемы познания, реальности бытия, вечности жизни. Наконец, он исследовал историю человечества, причем с особых позиций, с точки зрения геолога, геохимика.
Впрочем, любые подобные перечни не могут учесть очень важного обстоятельства: во многих работах Вернадского осуществлен синтез знаний, объединены самые разнообразные научные сведения, открыты новые области научной мысли.

12 марта во всех школах Тамбовской области прошел единый урок, посвященный 150-летию В.И. Вернадского. Учащиеся старших классов выступили с докладами по научному наследию учёного и обсудили некоторые вопросы, связанные с современными проблемами развития цивилизации.
Урок, посвященный 150-летию В.И. ВернадскогоЭкскурсия в музей Вернадского ТГТУ - возможность прикоснуться к святыне

«Владимир Иванович был не только теоретиком, мыслителем, философом, но и практиком в широком смысле. Он был человеком действия. С его именем связаны организация небывалых дотоле экспедиций и создание новых институтов, лабораторий, научных обществ». К этому можно добавить и ряд новых наук, введенных Вернадским в научный оборот.


Пример Вернадского глубоко поучителен. Будущее, вероятно, принадлежит ученым, подобным Вернадскому: способным осмысливать и объединять разнообразные сведения о природе, человеке, познании.
Творчество В. И. Вернадского, давно ставшее достоянием истории, долго еще будет оставаться источником новых научных достижений.
И в наши дни с полным основанием можно повторить слова академика  - А. П. Виноградова: "Как путники, которые чем дальше отходят от горы, тем лучше ее видят, так и мы... видим сейчас все растущий на наших глазах образ ученого огромной силы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий